Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МАРИТЕН, ЖАК

МАРИТЕН, ЖАК (Maritain, Jacques) (1882–1973), французский философ. Родился в Париже 18 ноября 1882. Получил протестантское воспитание, учился в Сорбонне, два года (1907–1908) провел в Гейдельбергском университете, изучая биологию под руководством Ханса Дриша. Был учеником Бергсона, затем под влиянием и по примеру Л.Блуа принял католичество (1906). После этого деятельность Маритена направлялась желанием интегрировать в современную мысль философию св.Фомы Аквинского. Преподавал философию в парижском коллеже св.Станислава, в 1914–1939 – профессор новой философии в Католическом институте в Париже. Маритен был французским послом в Ватикане (1945–1948). В 1948 был приглашен на должность профессора в Принстонский университет, где преподавал до 1960.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

Первая книга Маритена, Философия бергсонианства (La philosophie bergsonienne, 1914), посвящена критике идей Бергсона. В лекциях и многочисленных публикациях Маритен защищал ортодоксальные католические взгляды и стал во главе движения французского неотомизма. В томизме он видел систему, позволяющую объединить прогресс и традицию. Его глубоко волновали современные политические и моральные проблемы, и он был склонен решать их по-философски, но в свете откровения и главных предпосылок христианства.

«Новый гуманизм», который проповедовал философ, должен послужить обновлению цивилизации, дать то, что мир ожидает от христианства. По Маритену, классическая форма гуманизма является отрицанием наиболее глубоких корней традиции, отказом от сверхприродного начала в человеке и отпадением человека от Бога. Для «антропоцентрического гуманизма» человеческая природа самодостаточна. Напротив, новый гуманизм должен быть теоцентрическим. Согласно новому гуманизму, человек открыт миру божественного и сверхприродного, поскольку он одновременно природное и сверхприродное существо.

В трудах по эстетике, например в Искусстве и схоластике (L'Art et scolastique, 1920), Маритен разрабатывал томистский подход к искусству, анализировал работы писателей и художников (особенно Нового времени) с точки зрения присущего им духовного начала. В период 1935–1945 он много писал по проблемам политики. С его точки зрения, демократия – мирское проявление духа Евангелий, и у нее те же враги, что и у христианства. Главным заблуждением современности является вера, что человек может спастись собственными силами и что история человечества осуществляется без вмешательства Провидения.

Маритен преподавал в США в 1940-х и 1950-х годах, затем вернулся во Францию и поселился в Тулузе. В 1965 во время посещения Рима был принят с почестями папой Павлом VI. В 1966 опубликовал книгу Гароннский крестьянин (Le Paysan de la Garonne), в которой подверг критике католический неомодернизм. Среди других его работ – Различить, чтобы объединить, или Уровни познания (Distinguer pour unir, ou Les degrés du savoir, 1932); Семь лекций о бытии (Sept leçons sur l'être, 1934); Границы поэзии и другие эссе (Frontières de la poésie et autres essais, 1935); Интегральный гуманизм (Humanisme intégral, 1936); Краткий трактат о существовании и существующем (Court Traité de l'existence et de l'existent, 1947); Девять лекций о главных понятиях моральной философии (Neuf leçons sur les notions premières de la philosophie morale, 1951); Человек и государство (Man and the State, 1951); Философия в Сите (La philosophie dans la Сité, 1960); Моральная философия (La Philosophie morale, 1960). Умер Маритен в Тулузе 28 апреля 1973.

 Courtesy of the University of Notre Dame     ЖАК МАРИТЕН

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. – В кн.: Проблема человека в западной философии. М., 1988
Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994
Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Страны мира

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет